НИТКА МАРШРУТА

 

Пограничный переход Монды-Ханх (Бурятия)– пос.Ханх – оз.Хубусугул (по льду) –пос.Хатгал – город Мурен – пер.Цаган-Бургасын-Даба (2050м) – р.Бургулын-Гол - р.Даган-Гол – перевал через хр. Булнай-Нуру (2100) – пос. Шинэ-Идэр – пер.Дзолонгайн-Даба (2230 м) –пос.Джаргалант – р.Хунджилийн-Гол – р.Тайн-Гол – пер. Орохын-Даба (2330 м) – оз.Тэрхийн-Цаган-Нур (по льду) – влк.Хорго – пос.Тарят – р. Чулутын-Гол –бригада№3 – р.Хануй-Гол – бригада №1 - пер. 2052 – пос.Их-Тамир – пер. 1894 – город Цэцэрлег

 

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

 

В состав группы входило 4 человека.

Построение маршрута – линейное.

Продолжительность – 10 дней.

Число ходовых дней – 10.

Число полудневок – 1.

Протяженность маршрута – 725 км.

В том числе пройдено по льду озер и рек – около 150-160 км.

Пройдено 5 перевалов выше 2000 м.

Маршрут начинался на границе России и Монголии на северной оконечности озера Хубсугул и закончился в Хангайских горах, гор.Цецерлег.

 

ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ ПОХОДА, ПРЕДПОХОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА.

 

ПетровичОсновная идея похода – оценить возможность и сложность велосипедных походов по Монголии в зимний сезон и попытаться проехать веломаршрут от северной границы Монголии до центральной части Хангайских гор, используя лед приграничного озера Хубсугул в качестве естественной дороги для проезда вглубь страны.

Возможность пересечения оз. Хубсугул по льду не вызывала особых сомнений. В 2004 г. была организована лыжная экспедиция в район пика Мунку-Сардык (высшая точка Саянских гор, 3419 м) совместно красноярскими и железногорскими лыжниками. Целью похода было заглянуть в глубь Монголии и оценить глубину снежного покрова. (Фото – осмотр территории Монголии с пика Мунку-Сардык. На заднем плане – оз.Хубсугул). Визуальные наблюдения и фотографии подтвердили незначительную высоту снежного покрова на льду оз.Хубсугул – первого природного препятствия, которое необходимо преодолеть в будущем велопоходе.

При дальнейшем поиске информации, на одном из блогов было найдено сообщение и фотографии майской покатушки российских велотуристов по льду оз.Хубсугул от северной оконечности озера до южной и обратно. Связаться с автором фотографий не удалось.

Основной проблемой было получить информацию о состоянии дорог и глубине снежного покрова южнее оз.Хубсугул. Поиск инфмормации в Интернете дал следующие результаты:

1.       Информация о велопутешествиях зимой по территории Монголии (кроме оз.Хубсугул) отсутствует полностью. Исходя из сегодняшнего уровня всеинтернетизации жизни, это означает что таких походов не было.

2.       Информация о состоянии и наличии дорог зимой, особенностях передвижении по ним, глубина снежного покрова - отсутствовала.

3.         Информация о состоянии перевалов и возможности их преодоления на велосипеде – отсутствует полностью.

Собственно говоря, отсутствие информации и было основной сложностью при подготовке похода. Для оценки ситуации с состоянием дорог пришлось прибегнуть к косвенным методам, поиску информации в монгольских туристических фирмах, на сайтах посвященных Монголии, анализу климатических карт и карт осадков. Как удалось выяснить, высокие хребты Центральной Азии, опоясывающие Монголию почти со всех сторон мощными барьерами, изолируют ее от влажных воздушных течений как Атлантического, так и Тихого океана, что создает на ее территории резко континентальный климат. Для него характерно преобладание солнечных дней, особенно зимой, значительная сухость воздуха, и, самое важное, малое количество осадков в течение года, и почти полное их отсутствие зимой. Именно по результатам анализа карты осадков был сделан теоретический вывод о принципиальной возможности проведения велопохода от северной границы Монголии на юг вглубь территории страны.

            Кроме состояния дорог, другим неизвестным фактором, влиявшим на подготовку, являлась малонаселенность района похода. Монголия – самая ненаселенная страна в мире. Общая численность населения – 3 млн. человек, причем половина из них проживает в столице Улан-Баторе. Информация о населенности населенных пунктов на маршруте отсутствовала. В связи с этим, снаряжение и продукты рассчитывались на возможность автономного путешествия в течение 5 дней.

 

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ НА МАРШРУТЕ

 

Пос.Ханх – небольшой поселок ок.1-2 тыс. человек. Находится в 20 км от границы с Россией, на берегу озера Хубсугул. Возможно есть магазин. Есть школа, сельсовет. С директором школы или другим чиновником можно договориться о ночевки в школе.

Пос.Хатгал – южная оконечность Хубсугула. Есть банк (обмен валюты, работает до 16-00 местного времени). Наверно есть магазин. Турбазы, рассчитанные на буржуев. Можно договриться о ночлеге.

Гор. Морон. Центр Ховсгольского аймака (области). Находится у подножия Хангайских гор. Настоящий город, с супермаркетом и почтой. На почте есть доступ к Интернету, но нет русской раскладки. Много гостиниц. Есть телефон (см. фото).

Пос. Шинэ-Идэр. Небольшой поселок в долине между Хангайских хребтов. Есть магазин, прикольные скульптурная группа и туалет без шпингалета на центральной площади. В магазине можно снять комнату.

Пос. Джаргалант. Тоже самое что Шинэ-Идэр. Много магазинов (для окрестных айратов, спускающихся с гор за солью и спичками). Большое количество магазинов в мелких поселках – характерный признак монгольской глубинки.

Пос. Тарят. Тоже самое что и пос. Джаргалант, но еще больше магазинов. Находится вблизи потухшего вулкана Хорго.

Пос. Их-Тамир. Тоже что и Тарят – заправка в Их-Тамире)

Гор. Цэцэрлег – центр Арахангайского аймака. Самый красивый город в Монголии. Гранитные скалы в городской черте и буддийский монастырь над городом (см. фото).

Группы юрт (2-3) и бригады №Х – почти по всему маршруту, через каждые 3-5-10 км. В любую юрту можно зайти вечером и остаться на ночлег, отказа не будет. Возможно договориться о еде за умеренную плата или без нее. Разумная плата за ночлег с питанием– 2,5-5 тыс.тугриков с человека (100-200 руб.). В типичную юрту войдет 4 туриста в спальниках (не считая хозяев).

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УЧАСТКОВ МАРШРУТА

 

График движения группы на маршруте:

 

Дата,.дни пути

Участок маршрута

Длина участка

Характер естественных препятствий

Погода, примечания

20.03

1 день

Граница-пос.Ханх

20 км

Проселочная дорога

Днем -10-15, ночью до -25. Ночевка на берегу озера в палатках, много дров.

Пос.Ханх-зап.берег оз.Хубсугул в 20 км южнее Ханха (ночевка)

25км

По льду озера. Снег до 5-7 см либо по следам машин – снега нет. Участки чистого льда

2 день

Место ночевки – остров Далай-Модон-Хуйс

50 км

По льду озера. Преимущественно чистый лед с пятнами снега

-10-18 в течение дня, постоянный западный ветер 10-12м/с (боковой встречный). Ночевка в юртах в лагере ученых-бурильщиков

Остров- мыс на вост.берегу Хубсугула в 25 км к югу от острова

25 км

По льду озера. Чистый лед с участками снега, не препятствующим движению

3 день

Место ночевки-пос.Хатгал

50 км

Чистый лед

-15 утром, до -5 днем. Умеренный западный ветер. После Хатгала снега на дороге практически нет. Местность – лесостепь, лес – лиственница. Лес редеет, однако его вполне достаточно для организации ночевки в палатках.

Ночевка в придорожной юрте, где живет семья сторожа отдельно стоящего магазина

Хатгал – 45 км по дороге на юг

45 км

Движение по попутным проселочным дорогам вдоль «федеральной» гравийки.  Плавные подьемы-спуски с набором высоты до 80 м.

4 день

Ночевка-Мурен

55 км

Движение в основном по попутным проселкам хорошего качества. Перевал 1830 м с набором высоты 300м

Утром -15, днем -5-7. Сильный попутный северо-западный ветер, переходящий в долине р.Дэлгэр-Мурен в пыльную бурю. Полудневка в Мурене (гостиница).

5 день

Мурен- р.Дэлгэр-Мурен-пер.Цаган-Бургасын-Даба

35км

На выезде из города –гравийка «стиральная доска» 3-4 км, но можно объехать по льду р.Дэлгэр-Мурен. После моста через реку –  каменистый проселок, гравийка удовлетворительного качества. Перевал 2000 м с набором высоты 700 м. Последние 2-3 км перед перевалом – передвижение велопешком. Перевальный взлет крутизной до 15гр. Снега нет даже на перевале. Сразу за перевалом - кафе

-10-5, ветер запад-северо-запад 10-12 м/с на перевале, встречный до перевала и боковой – после. Лиственничный лес редеет, в долине рек – степь или отдельные группы деревьев. Плотный лес – только  на высотах от 1900 м.

Перевал-долина р.Бугсэйн-гол

35км

Спуск с перевала. Гунтовые дороги хорошего качества. Движение вверх по долине, плавные спуски и подъемы с набором до 70 м.

Ночевка в юртах, стоящих в стороне от центра долины.

6 день

Р.Бугсэйн-гол – перевал ч/з горы Булнайн-Нуру

30 км

Каменистый проселок, местами движение по льду реки. После выхода из долины – хороший проселок. Подъем на перевальный взлет- велопешком (2 км). Наборы высоты 450 м.

Пасмурно, -8-10, сильный встречный ветер (10-12 м/с)

Перевал – пос.Шинэ-Идэр

25 км

После перевала – грунтовки и гравийки удовлетворительно качество. 12 км – движение по верхней части  хребта на высоте 2000-2100 м, небольшие перевалы. На спуске с перевала – хороший проселок.

С высоты хорошо видна долина р.Нэхэтийн-гол, полностью окутанная пыльной бурей. На спуске сильный встречный ветер, 14-16 м/с с порывами до 20 м/с, возможно более. Подъезд к Шинэ-Идер против встречного ветра, движение на велосипеде возможно только под горку на 1-ой передаче.

Ночевка в магазине.

7 день

Пос.Шинэ-Идер-пер.Дзолонгайн-Даба

12км

Проселок, хорошего и удовл. Качества. Верхняя часть перевала – подъем велопешком.

Пасмурно, -0-5, встречный западный ветер. Южная сторона перевала – практически  бесснежная, с северной части – участки снега, не препятствующие движению на велосипеде.

 

Перевал-пос.Джаргалант

45км

Хороший проселок. Спуск с перевала крутой в верхней части. После выхода в долину – движение вдоль реки Идер-Гол с локальными спусками и подъемами высотой 50-70 м.

Западный ветер 8-10 м/с, в долине воздух немного «замутнен» пылью, однако для образования пыльной бури ветер еще слаб.

 

Джаргалант-р.Хунджилийн-Гол-р.Тайн-Гол

13км

Проселок на левом берегу р.р.Джаргалант-гол, Тайн-Гол. Существенные участки снега, еще не препятствующие движению.

Ночевка в бригаде (несколько юрт) в долине р.Тайн-Гол.

8 день

Р.Тайн-Гол, перевал Орохын-Даба

30 км

Движение по проселку в долине р.Тайн-Гол. Дорога идет по левому п/х борту долины выше русла реки, с локальными подъемами на боковые отроги гор. Незначительный участок 300 м – глубокий снег 20 см. Подъем на перевал длиной 10 км – снег 5 см, но можно ехать.

Солнечно, ветер слабый, утром -10, днем около 0.

 

 

Перевал- оз.Тэрхийн-Цаган-Нур (Тэрх)

50 км

Спуск с перевала заснежен, но можно ехать по следам машины. Переход речной наледи пешком. После 1-2 км спуска – хороший проселок и спуск к озеру Тэрх.

Озеро пересекается по льду до восточной оконечности. Лед чистый от снега.

Ночевка в юрте на восточном берегу озера у сторожа летних турбаз

9 день

Ночевка-вулкан Хорго-пос.Тарят

12 км

Вулкан в 3 км от озера, хорошо виден после подъема на микроперевал. Дорога - удовлетворительный проселок. Подъезд к вулкану идет по лавовому полю-каменные плиты с острыми краями.

 

 

Пос.Тарят – р.Чулутын-Гол

50км

Хороший проселок вдоль федеральной гравийки, иногда приходится выезжать на гравий. Постоянный уклон, скорость до 40 км/ч при попутном ветре.

Переменная облачность, около 0, западный попутный ветер 8-10 м/с

 

Р.Чулутын-Гол-р.Хануй-Гол-бр.№1

55км

Небольшой участок песчаной дороги (1-2 км), затрудняющий движение. Гравийки удовлетворительного качества, при возможости – объезд по грунтовкам. На спуске в долину р.Хануй-Гол – несколько км плохих каменистых проселков

Ночевка в юртах бр.№1

10 день

Бригада№1-пос.Их-Тамир-Цэцэрлег

60км

Гравийная дорога удовлетворительного качества, грунтовки. Перед Цецрлегом – серьезный перевал

+15 градусов

 

ИТОГО:

725 км

 

 

 


 

ОЗЕРО ХУБСУГУЛ (1-3 ДЕНЬ  ПОХОДА)

Хубсугул – второе по величине озеро в Монголии, вытянутое с севера на юг, от границы вглубь страны. Зимой лед озера является естественной дорогой, по которому устанавливается автомобильное сообщение северного поселка Ханх с «большой» Монголией. В двух десятках километрах к северу от Ханха находится высшая точка Саян – гора Мунку-Сардык.

Озеро лежит на высоте 1600 м и гидрологически сообщается с Байкалом через реки Дэлгэр-Мурен и далее по Селенге, которая впадает в Байкал. Хубсугул называют младшим братом Байкала, учитывая одинаковое происхождение этих озер. И Байкал, и Хубсугул расположены в рифтовых трещинах земной коры.

Лед на Хубсугуле покрыт мелкими трещинами (фото) что объясняется постоянными микроземлетрясениями, происходящими в этом районе. Вблизи озера наблюдается гидротермальная деятельность. Участок озера у западного берега не замерзает зимой, а в период нашего путешествия (конец марта), со слов встреченных на озере ученых там уже летали комары и всякие водоплавающие птицы. В это сложно поверить, так как накануне ночью температура воздуха опускалась ниже  -25.

Основная ледовая дорога лежит (фото) по-видимому ближе к западному берегу озера, в то время как мы ехали вдоль восточного побережья. В дальнейших походах нужно придерживаться именно западного берега, соблюдая осторожность вблизи незамерзающего участка. Всего на прохождение Хубсугула стоит отводить от 1,5 до 2 ходовых дней, в зависимости от погодных условий. В случае снегопада движение по озеру может быть затруднено. Со слов ученых, буривших донные отложения на Хубсугуле, накануне выпал мощный снег, и двигаться по озеру было невозможно даже на мотоцикле. Снег за один день был выдут со льда ветром, и мы двигались по чистому льду, кроме первой трети озера.

Выехали на лед Хубсугула вечером первого дня и двигались до и после темноты вдоль восточного побережья озера, проехав 25 км от пос. Ханх. Из 4-х участников у двоих была только одна шиповка спереди, что создавало немалые трудности при движении по гладкому льду озера, особенно во второй день, при сильном боковом встречном ветре. Для движения по льду озер и рек две шиповки – обязательны.

Во второй день было пройдено около 85 км с ночевкой в лагере ученых, буривших дно Хубсугула. В первой половине третьего дня мы закончили прохождение Хубсугула, и обедали уже пос.Хатгал на южной оконечности озера.

 

ПОС.ХАТГАЛ – ГОРОД МУРЕН. (3-4 ДНИ ПОХОДА).

Обед на четверых обошелся в 10 долларов. Сразу после выезда из Хатгала снег на дороге пропал полностью (фото). Если в Хатгале были видны намеки на весеннюю распутицу и зачатки грязи, то после поселка дорога была абсолютно сухой. Появились признаки настоящей Монголии – табуны лошадей и УАЗики.

Оз.Хубсугул и прилегающая к нему территория является заповедником, и через несколько км после Хатгала находится пустующий контрольно-пропускной пункт, предназначенный видимо для сбора дани с въезжающих в заповедник туристов.

Местность представляет собой широкую долину реки, окруженную пологими отрогами гор. Лиственничные леса, достаточные для организации ночлега, растут только по окрестным вершинам. Однако, при необходимости, не составляло особого труда добраться до леса. У нас не было в этом не было необходимости, так как после выезда с озера Хубсугул, все ночевки были организованы в монгольских юртах. Несмотря на малонаселенность Монголии, страна перенаселена домашним скотом, и все доступные пастбища заняты стадами овец, яков, лошадей. Даже поднимаясь на перевалы, мы встречали живущих там монголов-скотоводов и в любой момент могли рассчитывать на ночлег.

Проблемой могла быть вода, так как многие речушки, обозначенные на карте, фактически отсутствовали на местности – только мостики через высохшие русла. По-видимому, они имеют дождевое питание и начинают течь в весеннее и летнее время с началом дождей. Снега в горах недостаточно для питания рек. Проблема с водой решалась 1 литром, заправленным утром в термосы. Сами монголы добывали лед в долине реки и возили его к юртам. Обычно юрты стояли в распадке хребтов над долиной реки, на расстоянии от полукилометра до 1-2 км от русла реки. Удаленное от рек расположение юрт объясняется просто сильными ветрами, дующими по долине.

            Ночевка по окончании третьего дня была организована в монгольской юрте, стоящей в чистом поле рядом с дорогой. Хозяин, по-видимому сторожил два дачных домика коттеджного типа, в которых был магазин, и относился к разряду бедняков. На фото – юрта, собака и Бузов.

            В четвертый день дорога представляла собой зубодробительную гравийку, двигались по параллельным проселкам. На фото типичная картина дороги до Мурена – главная дорога, а по сторонам несколько проселков.

Подобная картина наблюдалась на протяжении всего дальнейшего путешествия, с некоторыми вариациями. Гравийные дороги считается в Монголии очень хорошей дорогой и прокладываются между городами и важными объектами. В данном случае, дорога связывает город Мурен и популярные объекты буржуинского туризма – оз.Хубсугул и Дархадскую котловину. Чаще в путешествии нам встречалась просто переплетение нескольких параллельных проселочных дорог. Если же дорога шла на перевал или уходила от широкой речной долины, то, количество параллельных дорог уменьшалось.

Мы ожидали гораздо худшего от качества дорог. Дороги отвратительного качества (для велосипеда) составляли не более 3%. Еще 15-20% можно отнести к дорогам слабоудовлетворительного качества (например – гравийку на фотографии). Основная же часть проселочных дорог –мягкий или слабокаменистый проселок проселок. Эту характеристику дорог можно распространить на всю северную часть Монголии и возможно все Хангайские горы За весь поход у нас не было ни одного прокола  Оставшуюся часть дороги (ок 60 км) до Мурена доехали быстро за счет сильного попутного ветра. Благодаря ветру легко преодолели серьезный перевал перед Муреном. На подъезде к городу впервые наблюдали пыльную/песчаную бурю, надвигающуюся на город (см.фото). На первой фотографии заметен распадающийся пыльный смерч высотой 200-300 м. На втором фото – пыльная буря в городе, стадия утихания.

 

МУРЕН –ПОС. ШИНЭ-ИДЕР (5-6 ДНИ ПОХОДА)

Выехать из города проще всего, двигаясь по центральной улицам в направлении на юг. На окраине города начинается «стиральная доска», проще всего проехать этот участок до моста через р.Дэлгэр-Мурен (около 5-ти км от города) по льду реки. Река в это время года местами имеет участки открытой воды в половину ширины русла (фото), однако лед по берегам толстый и каких-либо опасных нерегулярностей замечено не было.

После переезда через мост и пересечения каменистых участков в долине реки дорога пошла вверх на перевал Цаган-Бургасын-Даба. В завершаюшем участке подъем достаточно крутой, проще всего преодолевается пешком. На подходе к перевалу – движение по проселочным дорогам, за несколько км до перевала дорога превращается в гравийку нормального качества. Сразу за перевалом -  кафе.

После перевала дорога спускается в широкую долину (до 20 км шириной), образованную р.Бургэсийн-Гол и ее притоками (фото).В долине расположены значительные возвышенности, и при движении приходится преодолевать подъемы, и тратить время на определение направления, так как горы имеют сглаженные очертания и часто трудно выбрать нужный проход между ними. В нашем случае ориентирование существенно облегчалось наличием линии электропередач на всем протяжении похода. Несмотря на это, однажды удалось ее «упустить», что привело к потере времени и преодолению лишнего перевала.

После пересечения р.Чулутын-гол и подъема на микроперевал, двигаясь вверх по долине, была организована ночевка в найденной группе юрт.

            На шестой день продолжили пересечение долины. Сильный встречный ветер, иногда двигались цепочкой сидя на колесе. После пересечения долины и поворота в нужный распадок -  подъем на перевал по проселочной дороге.

            На спуске с перевала при выходе в долину мы допустили ошибку и поехали прямо на юг в направление к долине р.Идэр-Гол, вместо того чтобы двигаться на юго-запад. Пришлось заплатить за ошибку взятием еще одного лишнего перевала, что в прочем, позволило наблюдать бушующую в долине пыльную бурю.

            Пыльные бури образуются, когда ветер начинает дуть с силой, достаточной чтобы поднять в воздух пыль и мелкие песчинки. Бури образуются в основном по долинам крупных рек, там где почва сильно потравлена скотом. На высоте 200-300 метров над долиной воздух уже чист от пыли, в то время как в долине продолжается пыльная буря. Во время подъема на небольшой перевал вблизи пос. Шинэ-Идер ветер был такой силы, что поднимал мелкие камешки на высоту лица, однако мы находились выше уровня пыльной бури (фото).

 

            Тем не менее, нам пришлось спуститься в долину. Силу ветра можно оценить в 15-20 м/с. По ровной дороге двигаться на велосипеде было затруднительно и неэкономично, приходилось идти пешком. Ветер поднимал в воздух песок и мелкие камешки. Из защитных средств были только очки, но этого достаточно для передвижения.

            Сезон пыльных бурь в Монголии начинается в апреле, достигая максимальной активности в мае. Это учитывалось при планировании похода, однако в этом году, по-видимому сильные ветра начались раньше обычного времени, вместе с теплой погодой.

            Для монголов пыльные бури – привичное явление, и они научились использовать их в своих целях. Когда мы шли против сильного ветра (фото) в направлении поселка Шинэ-Идер, нам навстречу за короткое время проехало несколько мотоциклов. Видимо, монголы пользовались попутным ветром чтобы сэкономить бензин.

            В буре мы провели пару часов, и на подходе к Шинэ-Идеру ветер ослаб. В поселке есть магазин, который одновременно служит гостиницей.

ШИНЭ-ИДЕР – ОЗ. ТЭРХИЙН-ЦАГАН-НУР (ТЭРХ) (7-8 ДНИ)

За ночь окрестные горы покрылись тонким слоем снега, однако в долине, по выражению метеорологов, «осадки не достигли поверхности земли». Дул умеренный встречный западный ветер.

Перевал Дзолангайн-Даба 2230 м находится 12 км от Шинэ-Идэр, перепад высот составляет 550 м. На подходе к перевалу стали попадаться участки снега, не препятствующие движению. Снег, выпавший накануне, таял на дороге образуя влажные участки грунта (фото). Северная сторона перевала слегка заснежена, с южной стороны снега больше, однако на дороге его мало и движение он не затрудняет (фото). На перевале находятся живописные выходы гранитных скал. Необходимо отметить, что по-видимому хребет Булнайн-Нуру является границей геологической зоны, т.к. на этом хребте мы впервые увидели гранитные скалы, и везде далее на юг встречались почти исключительно гранитоиды. Исключение составляли пемзо-базальтовые лавовые поля вблизи вулкана Хорго-Уул.

Спуск с перевала достаточно крут, но не сложен, необходимо только вовремя нажать на тормоза  и не пойти юзом на гранитной крошке (фото).

После спуска дорога выходит в долину р.Идэр-Гол и идет в направлении поселка Джаргалант. Как обычно, дорога не опускается к руслу реки и следует значительно выше по борту долины, поднимаясь и опускаясь по боковым отрогам хребтов.

            Сама долина имеет ширину в среднем около 2-х км, борта долины образованы боковыми отрогами хребтов с многочисленными выходами гранитных скал разнообразной формы. Особенно живописны куполообразные гранитные образования, напоминающие спину дракона. К сожалению, у нас не было времени для фотосъмки. К тому же воздух был в легкой дымке (фото), что свидетельствовало о возможности образования пыльной бури. При планировании дальнейших путешествий, необходимо в качестве одной из природных достопримечательностей считать долину р.Идер-Гол и скальные выходы в районе пос.Джаргалант.

В Джаргаланте есть магазины, юрты- кафе.

После поселка движение к перевалу сначала вверх по правому п/х берегу р.Хунджилийн-гол, затем вдоль левого притока р. Тойн гол. В нескольких километрах выше слияния этих рек есть стоянка скотоводов (бригада № XXX), последняя в данной долине в это время года. Выше вверх по долине реки лежит снег и пастбища в это время года непригодны для выпаса скота.

            В восьмой день продолжили подъем на перевал Орохын-Даба, выше 2300 м. Первый перевал за время похода, на котором лежало существенное количество снега. Долина реки покрыта снегом (фото), на дороге – не значительные участки снега, которые легко преодолевались на скорости. На одном из участков длиной 300 м снег достигал существенной глубины 20-30 см, и велосипед пришлось вести рядом.

            В отличие от всех ранее пройденных перевалов, дорога за 10 км до пер. Орохын-Даба была полностью покрыта снегом глубиной 5 -10 см. Возможно движение по колее проехавшей машины. Однако движение машин по перевалу неинтенсивное, и после снегопада перевал доступен для преодоления только велопешком.

            На фото – перевальное обо и монгольские полицейские, выпивающие традиционный у монголов перевальный литр водки, увидели волка.

            Спуск с перевала – несколько сот метров по снегу гл. 15-30 см по следу УАЗика, переход через наледь. Ниже количество снега резко уменьшалось, и вскоре дорога представляла сухой проселок. В 8-10 км ниже перевала дорога раздваивалась. Очевидно, обе дороги вели к оз.Тэрх, но более короткий путь – по левой дороге через небольшой перевал.

            Оз.Тэрх – на фото. Район озера – заповедник и очень популярен среди зарубежных туристов. На берегу озера много турбаз, которые впрочем действуют только в летнее время. В юрте сторожа одной из турбаз была организована ночевка.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9-10 ДНИ ПОХОДА

В 2-3 км от озера находится другая достопримечательность, привлекающая туристов – потухший вулкан Хорго. Вулкан представляет собой отчетливо выраженный конус диаметром не менее километра, с кратером глубиной до 100 м. Вокруг вулкана – черные лавовые поля, на которых с трудом растут хилые лиственницы. К вулкану пробита дорога по застывшей лаве, на вершину конуса ведет тропа по склону, обращенному к озеру. Дорога вблизи вулкана местами состоит из каменной крошки, что несколько затрудняет движение.

            В нескольких километрах от вулкана – пос. Тарят, в котором трое из четверых участников похода закончили велосипедную часть.

            В оставшиеся полтора дня одиночного путешествия было пройдено 180 км до города Цэцерлег. Дорога на всем пути до Цэцерлега была примерно одинакова по характеру – ровный подъем или спуск вдоль широких долин рек, пересечение этой долины, плавный подъем на некрутой перевал, выход в следующую долину и так далее. Все окрестные хребты – сглаженные и пологие, выше 2 км. Природная зона – степь, лесостепь, типичный пейзаж – на фото (долина р.Чулутын-гол). Снег отсутствует даже в горах.

            Дороги не представляют сложности для велосипеда. От пос. Тарят – «скоростной» проселок с многочисленными вулканическими камнями в полотне дороги, на велосипеде легко объезжать камни и достигать скорости 40 км и выше, за счет сильного попутного западного ветра.

            Из достопримечательностей на пути от Тарят до Цэцерлега необходимо отметить каньон р. Чулутын-Гол. Каньон интересен своей глубиной (не менее 100 м) и длиной (несколько десятков километров).При планировании зимних веломаршрутов возможно включить этот каньон как самостоятельную цель похода и попытаться проехать весь каньон вдоль или по дну, начиная от вулкана Хорго.

            Другое интересное природное явление – скалы вокруг города Цэцерлег (фото). Отдельные скальные останцы находятся в городской черте, на них постоянно лазит местная детвора.

            Погода в последний день похода температура достигла максимума за все время +15 градусов.

            Во второе половине 10-го дня похода я встретил ранее сошедших участников и присоединился к нанятому ими грузовику в качестве пассажира. Велосипедная часть была полностью закончена, пройдено около 700 км. Осталось добавить  про древний город Хархорин (Карокорум) – первую столицу монгольской империи, основанную сыном (или внуком) Чингисхана в 13-м веке и полностью стертую с лица земли китайцами в 16-м. Хархорин – культовый монгольский город, ежегодно его посещают десятки тысяч туристов. На месте города находится самый большой буддийский монастырь в Монголии –Эрденэт-Зуу. Там же живут две древние черепахи – родившиеся еще при Чинигсхане (а может при его внуке). По пути в Улан-Батор мы заехали в монастырь покормить черепах.


ВЫВОДЫ

 

Велопоходы по Монголии в зимний сезон (включая 1-ую половину апреля) возможны и доступны для туристов среднего уровня подготовки, имеющих опыт холодных ночевок.

Снежный покров южнее оз.Хубсугул незначителен даже в горах, дороги – сухие и чистые от снега. К благоприятному фактору можно отнести наличие широкой сети проселочных дорог, идущих в разные стороны через перевалы, к стойбищам скотоводов, в соседние поселки. Перевалы в Хангайских горах высотой до 2300 метров, возможно и выше, относительно легко преодолимы на велосипеде, если в направлении этого перевала есть проселочная дорога.

Развитая речная сеть в районе Хангая в зимний сезон представляет естественные дороги для велосипеда и позволяет планировать интересные велопутешествия.

Организация ночевок облегчается наличием стойбищ скотоводов практически по всей территории Хангайских гор, с плотностью одно стойбище на каждые 3-5-10 км речной долины. Лишь на последнем перевале перед озером Тэрх мы встретили полностью ненаселенный участок длиной около 20-30 км с каждой стороны перевала. Но это относится скорее к исключению, чем к правилу. «Впистаться» на ночлег во встретившуюся юрту очень легко, монголы – дружелюбный народ.

Температура воздуха во время похода была минимальной в начале, до -25-30 ночью, и повышалась по мере продвижения вглубь страны, вплоть до +15 градусов днем в г.Цэцэрлег в начале апреля. Необходимо отметить, что из-за сухости воздуха (влажность 20-25%) низкие температуры переносятся гораздо легче.

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЙОНЫ ВЕЛОПУТЕШЕСТВИЙ ПО МОНГОЛИИ (в «ледяной» сезон)

При подготовке походов необходимо обращать внимание прежде всего на характерные дневные и ночные температуры, направление и силу ветров в планируемом районе. Очень удобен для этого погодный сайт www.rp5.ru с архивом погоды в разных странах. В походах с заездом через озеро Хубсугул нужно учитывать следующие факторы: январь, февраль, первая половина марта благоприятна из-за отсутствия сильных ветров в районе озера, однако осложняется зимними морозами, с ночной температурой до -30 градусов и ниже. Наиболее удачное время для путешествий в этом районе – вторая половина марта. Пыльные бури еще отсутствуют или редки, но солнце поднимается уже достаточно высоко и воздух прогревается до -5 -10 градусов. В пройденном походе температура повышалась с движением на юг, с сопутствующим сильным ветром. Преобладающее направление ветров в районе похода – запад-северо-юго-запад, поэтому планировать походы в западном направлении – бессмысленно. От озера Хубсугул можно двигаться на юг или восток.

При этом движение по «материковой» Монголии возможно «от юрты к юрте», без холодных ночевок, хотя палатки и спальники необходимы для безопасности похода.

Интересным направлением организации похода является включение участков замерзших рек в нитку маршрута. В центральной Монголии лед рек практически полностью чист от снега, и передвижение по льду, как правило, легче чем движение по дороге.

С заездом через озеро Хубсугул.

Оз. Хубсугул – центральная Монголия. Интересен каньон реки Чулутын-Гол, река Идэр-Гол. Можно продлить уже пройденный маршрут вдоль каньона и двигаться в восточном направлении, или попытаться проехать реку Идэр-Гол по льду. Возможно найти другие перевалы и ответвления маршрута. Опыт показывает, что большинство перевалов в центральной части Хангая преодолимы на велосипеде.

Оз.Хубсугул – восточное направление. Движение «по ветру». Лесная зона позволяет делать более привычные костровые стоянки. Простой выезд поездом через пограничный переход в Наушках (Бурятия).

Через Туву в Котловину больших озер.

В Туве – три пограничных перехода, выходящих в Котловину больших озер. Уникальный природный район оз. Увс, где в течение дня можно проехать природные зоны от горной тайги до пустыни. Озера котловины связаны между собой речной сетью таким образом, что возможно построить маршрут, проходящий через озера по льду рек. При этом общая протяженность «ледяных» дорог составит более 500 км. Часть рек течет через пустыни барханного типа, с высотой дюн до 30 м.

Окончание маршрута можно спланировать через Алтай (пограничный переход в Ташанте), либо по кольцу вернуться через Туву, либо поехать в восточном направлении через Хангайские горы с выездом на попутках в Улан-Батор.

При планировании маршрутов в Котловине необходимо учитывать низкие температуры на протяжении всего марта (до -30 ночью). В данном районе находится область максимального атмосферного давления зимой в северном полушарии, что приводит к ясной безветренной и морозной погоде на протяжении всей зимы и начала весны. Оз. Увс-Нур – монгольский полюс холода.

Через Алтай.

Алтайский вариант заезда интересен тем, что он расположен близко к Монгольскому Алтаю и возможно построить маршрут вдоль этих гор в восточном направлении, с выездом в Гобийский Алтай или на северо-восток через Хангайские горы. Однако этот вариант усложняется поиском попуток для выезда через Улан-Батор.

Гоби

Зимние велопоходы по Гоби видимо возможны, однако нет данных чтобы оценить уровень сложности таких путешествий. Сильные ветра, песчаные дороги, умеренный холод и непонятки с водой – задача пока не решенная.